Финансы Сайт на котором знают все про финансы

Куда стоит и не стоит инвестировать в 2019 году

Куда стоит и не стоит инвестировать в 2019 году

Инвесторы советуют попрощаться со многими громкими словами последних лет: самокаты, доставка еды и заправки для электромобилей им теперь интереснее, чем криптовалюты, чат-боты и блокчейн

Главы и эксперты инвестиционных фондов, рассказавшие РБК, какие технологии они считают наиболее перспективными с коммерческой точки зрения, разошлись в оценках таких направлений, как виртуальная и дополненная реальность, блокчейн, SaaS-решения для бизнеса. Зато оказались вполне единодушны в том, что касается транспортных шеринг-сервисов, развития искусственного интеллекта и использования big data в ретейле. В мире перестают быть научной фантастикой частные космические запуски, а в России в следующем году может начаться бум компаний, создающих инфраструктуру для электромобилей. Инвесторы также советуют российским технологическим стартапам сразу ориентироваться на международный рынок — возможности отечественного останутся весьма ограниченными.

Потепление и самокаты
«Скучные, как многие скажут, инвестиции в программное обеспечение сейчас актуальны как никогда. Период роста мировой экономики продолжался особенно долго, и в ближайшее время не исключен спад. На этом фоне должны быть очень интересны компании из сферы ПО, особенно SaaS (программное обеспечение как услуга. — РБК), где клиенты максимально лояльны, отток низок, а маржинальность высока. Посмотрите на сервисную отрасль экономики: там люди пользуются ИТ-системами, которые зачастую плохо интегрированы между собой. Мне очень нравятся программные решения, которые объединяют существующие ИТ-системы, интегрируют их и дают бизнес-аналитику для продаж и маркетинга — именно на основе уже существующих данных, которые были толком не объединены и не проанализированы. Мы уже вложили в несколько проектов, которые занимаются разработкой таких решений, и хотели бы нарастить инвестиции.

Один из больших трендов нашего времени в том, что люди научились платить за подписки. В последнее время все больше компаний создают приложения, которые монетизируются по подписке, в самых разных сферах, например в здравоохранении или сегменте лайфстайл. Мы хотим поддерживать компании, которые через приложение могут сделать премиальный сервис доступным сотням миллионов человек, например предоставить им аналог персонального тренера по фитнесу всего за $10. Приложения, которые помогают снизить стресс, сбросить вес и сохранить здоровье, уже пользуются большой популярностью.

Тренд следующего года — это транспорт и микротранспорт, например шеринг электросамокатов. Множество стартапов уже привлекли средства в 2018 году, и когда в Европе и США начнется потепление, на улицах появится огромное количество самокатов. Уверен, здесь мы еще увидим большие сделки: был же уже слух-спекуляция, что Uber купит одного из игроков этого рынка. Покупка имела бы смысл для их выхода на IPO. Думаю, что в сфере микромобильности будет рождаться много стартапов. Наш фонд будет инвестировать в этот сегмент.

Многие стартапы из России стали думать про глобальный рынок: когда на локальном рынке количество возможностей ограничено, это веская причина выходить в широкий мир. Для российской технологической отрасли это очень актуально».

(Александр Фролов, основатель и управляющий партнер фонда Target Global)

Роботы и «русский Amazon»
«Думаю, о всех хайпах прошлых лет в следующем году надо забыть: не думать о биткоинах, чат-ботах и другом подобном мусоре. В 2019 году одним из главных трендов станет замена рутинной человеческой деятельности роботами. Например, это произойдет в кол-центрах и супермаркетах. Да, некоторые роботы будут довольно простыми, но их качество будет измеряться сокращением издержек, а не технологической продвинутостью. Роботы будут нас тревожить по телефону чаще, чем живые операторы кол-центра, потому что их труд станет дешевле, чем труд человека. Тренд нельзя назвать новым, но инвестировать в эту отрасль по-прежнему стоит, ведь то, что ныне существует, — только 0,5% от того, что можно сделать в машинном обучении.

Есть набор отраслей (потребительские сервисы: такси, доставка еды, покупка билетов), в которые в последние годы активно инвестируют и в России, и в мире. И этот тренд будет сохраняться в 2019 году. Вряд ли взлетит что-то новое, но все проекты, которые уже существуют, будут расти: например, «Ситимобил» появится в большем количестве городов и им станет пользоваться большее количество людей.

Двадцать лет подряд говорят о том, что в России нет своего Amazon — и он, наконец, должен появиться. Претендентов несколько: альянс Mail.ru и AliExpress, проект Сбербанка и «Яндекса» (анонсированный в августе 2018 года интернет-магазин на базе «Яндекс.Маркета», в который планируется вложить 60 млрд руб. — РБК), Ozon, который сейчас активно привлекает деньги на развитие. Кто из них победит в 2019 году? Битва будет интересной.

Еще один пункт — мобильные игры. В этой индустрии сейчас все хорошо, а следующем году будет еще лучше. Появятся два-три суперхита из России, которые покорят мир. И я говорю не только о проектах Mail.Ru Group: в стране много хороших студий, которые делают достойные игры. А вот в развитие SaaS-софта в сфере B2B я не верю: в России слабо развит сегмент МСБ, а значит, недостаточно клиентов. За рубежом американский разработчик Salesforce сделал CRM и продает ее условно за $100 миллиону клиентов. В России таких клиентов мало или просто нет. Зато есть «Газпром», но если ты продаешь ему CRM, то он попросит сделать настолько специализированные вещи, что это уже будет целая проектная линия».