Проект педагогического образования КФУ получил поддержку в Китае

Проект педагогического образования КФУ получил поддержку в Китае

Июн 21, 2017 Статьи

6 июля встреча в Казани состоялась благодаря прошедшему накануне в Москве форуму ректоров России и Китая. Наши китайские коллеги из Пекинского педагогического университета посчитали важным посетить Казанский федеральный университет.

Здесь их ожидала богатая культурная программа. И это был не только традиционный осмотр экспозиций музеев вуза, но и визиты к ученым, в том числе, в Институт физики. Таким образом, гостям удалось посмотреть не только как готовят учителей предметников, но и узнать о многих исследованиях, проводимых сейчас в лабораториях КФУ.

Хотя университет и называется педагогическим, зона его интересов выходит далеко за пределы систем образования.

Для справки

Пекинский педагогический университет (КНР) – один из ведущих университетов КНР в области педагогического образования и науки. Предшественник университета, Педагогический Колледж Императорского Пекинского университета, был основан в 1902 г. Современное название действует с 1952 г.

Главный университетский городок (Северный Кампус Тайпингжуань)Пекинского педагогического университета охватывает 172.64 акра.

В университете проходят обучение 22000 студентов, в том числе 8900 бакалавров, 11300 магистров и 1800 иностранных студентов. Университет предлагает 58 различных специальностей бакалавриата, 166 программ магистратуры, 111 докторских программ, 25 различных программ для пост-доков.

Кроме того, в состав ППУ входят 36 научно-исследовательских институтов (центров) и лабораторий, в том числе действующих под эгидой Министерства образования КНР. Библиотека имеет более 4,1 млн томов и 17300 Гб цифровых ресурсов, с 1400 Гб электронных книг. В университете регулярно издается 15 профессиональных журналов.

Разговор о новой системе подготовки педагогических кадров продолжили на встрече с ректором КФУ Ильшатом Гафуровым. Опыт Казанского университета интересен прежде всего тем, что здесь параллельно существует сразу две философии подготовки учителей предметников: классическая школа, представленная Елабужским филиалом КФУ, и распределенная – когда учителей, например, физики, сначала готовят как физиков и только после освоения этого блока обучают педагогическим навыкам.

Директор института психологии и образования Айдар Калимуллин подчеркнул, что подготовка учителей является приоритетом для КФУ. С этой целью была разработана стратегия, которая получила название “Учитель 21-го века”. В реализации проекта участвуют многие университеты со всех концов мира, и об этом много говорилось на прошедшем недавно Всемирном форуме по педагогическому образованию.

Воспользовавшись возможностью, Айдар Калимуллин пригласил своих китайских коллег поучаствовать в этом проекте. Приветствуя собравшихся, ректор КФУ упомянул и о сотрудничестве КФУ и вузов Китая, которое развивается активными темпами на протяжении многих лет.

Ректор КФУ Ильшат Гафуров: “Важно отметить, что КНР является для нас стратегическим партнером. Российско-китайское сотрудничество в Казанском университете реализуется, в основном, в рамках программ студенческой академической мобильности, в том числе, с Хунаньским педагогическим университетом, сотрудничество с которым началось еще в 1990 г. Совместная научная деятельность осуществляется в области физики, астрономии (партнер – Национальная астрономическая обсерватория КНР), биологии (Синьцзянский университет), компьютерных наук (Университет Ланчжоу).

В рамках Вашего визита мы хотели бы обсудить с вами возможные области сотрудничества в рамках китаеведения, педагогики и психологии, перспективных материалов, а также совместную деятельность в рамках Лиги университетов БРИКС”.

Соглашения, подписанные сегодня как раз и должны помогать в достижении этой цели, а также стать стартом длительного и взаимовыгодного сотрудничества.

Председатель Университетского совета Пекинского педагогического университета госпожа Чуаньшэн ЛЮ: “Прежде всего разрешите мне выразить слова благодарности за тёплый приём. Вчера были подписаны договоры между 14 университетами России и Китая. Первым из всех на сцену вышел представитель Казанского университета. Нам важно как можно лучше познакомиться с КФУ за наш короткий визит. Сейчас в Китае строго следят за количеством дней иностранных командировок. На все выдаётся 5 дней. 2 дня мы провели в Москве и вот сегодня посчитали важным посетить Казань. После всего, что мы увидели и услышали, у нас сложилась полная картина того, что же из себя представляет Казанский университет. Вы известны в Китае во многом благодаря Владимиру Ленину, который является кумиром в нашей стране и Льву Толстому. Собираясь сюда, мы долго думали, что вам привезти и решили подарить собрание сочинения Льва Толстого в 17 томах на китайском языке. Мы от всей души уважаем культуру и литературу России”.

Помимо уважения и искренней любви к российской культуре, китайские партнёры поделились планами развития взаимоотношений. Первое, на что обратили внимание участники делегации, это стремление возобновить развитие совместных программ обмена как студентов, так и преподавателей.

Также обратили внимание собравшихся на то, что их педагогический профиль позволяет работать непосредственно со школами Китая, что может помочь КФУ пригласить на учебу одарённых абитуриентов из Поднебесной.

Стать партнером Пекинского педагогического университета, как минимум, полезно. Уже сейчас этот крупнейший вуз Китая имеет более 300 международных партнеров из 30 стран. Совместно с Университетом Манчестера (Великобритания), Государственным университетом Сан-Франциско (США), Университетом штата Оклахома (США), Университетом Доусона (Канада), Университетом Шербрука (Канада), Университетом Ольборга (Дания), Университетом Мачерата (Италия) и Колледжем Уильяма и Мэри (США) создано 8 Институтов Конфуция.

К слову, изучению восточной культуры и, в частности, китайского языка в КФУ уделяется особое внимание. Совместно с Хунаньским педагогическим университетом на базе Казанского университета открыт Институт Конфуция, благодаря чему не только наши студенты и сотрудники, но и все жители Казани имеют возможность изучать китайский язык и культуру Поднебесной.

Из-под пера ректора КФУ и председателя Университетского совета Пекинского педагогического университета сегодня вышло 2 документа. Первым стал меморандум о взаимопонимании, открывающий дорогу для следующих проектов, и сразу же договор об академическом обмене студентами.

Напомним, это уже вторая встреча с представителями китайских университетов за последние дни. Такая частота и рост качества контактов свидетельствует о сближении стран и все возрастающей роли так называемой народной дипломатии, когда носители культуры стран в лице студентов и преподавателей запускают совместные проекты и просто общаются на интересующие их темы.

Елабуга Республики Татарстан является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород – населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.

автором