Стоит ли подростку работать? За и против

Стоит ли подростку работать? За и против

Окт 12, 2020 Разное

Не секрет, что сегодня достаточное количество подростков мечтают о подработке в период летних каникул. И тогда перед родителями встает вопрос: стоит ли разрешать подростку работать? При решении этого вопроса стоит учесть, как положительные, так и отрицательные моменты.

Первое, что стоит учесть – это возраст ребенка. В соответствии с трудовым кодексом Российской Федерации, заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет. При соблюдении определенных условий подросток может трудоустроиться и раньше – с письменного согласия родителей и органа опеки и попечительства или в результате успешного освоения программы основного общего образования. В любом случае очень важно, чтобы заключение трудового договора и соблюдение трудовых отношений между подростком и работодателем контролировалось родителями, поскольку ребенок зачастую не может самостоятельно разобраться в возникающих вопросах правового характера.

Здесь мы видим важный положительный момент – в ходе трудоустройства подросток повышает свою правовую культуру, учится сознательному отношению к своим правам и обязанностям перед обществом и государством, что расширяет возможности дальнейшей самореализации его личности. Отрицательным моментом может стать вовлечение ребенка в финансовые пирамиды или незаконные виды деятельности, а также различные виды мошенничества в отношении несовершеннолетнего, что может негативно сказаться на развитии личности подростка, его мировоззрении и социальной активности.

Второе, на что стоит обратить внимание – это состояние здоровья ребенка. При официальном трудоустройстве подросток должен пройти обязательный предварительный медицинский осмотр, а продолжительность рабочего времени его ограничена 24 (для работников в возрасте до 16 лет) или 35 (для работников в возрасте от 16 до 18 лет) часами в неделю. Эти ограничения связаны с тем, что развитие несовершеннолетних до 18 лет не завершено, а их организм отличается повышенной чувствительностью к высоким нагрузкам и неблагоприятным факторам.

Основными особенностями подросткового возраста являются: повышение активности всех жизненных функций, энергичный рост и физическое развитие. Тело подростка быстро меняется, происходит перестройка эндокринно-вегетативной, сердечно-сосудистой, дыхательной, желудочно-кишечной систем. Соответственно, изменения затрагивают и нервно-психическую сферу. В результате, у подростков часто повышена утомляемость, наблюдается неуклюжесть, связанная с быстрым ростом костей скелета и мускулатуры и, особенно, конечностей, в речи проявляется «косноязычие». Эмоциональная сфера подростков очень лабильна, они бывают подвержены как некоторой заторможенности, так и аффективным реакциям, перепадам настроения.

Все вышеуказанные изменения требуют повышенного внимания родителей к подростку, так как в результате всех этих кардинальных физиологических изменений у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, а нагрузки, связанные с работой, могут способствовать повышенной утомляемости, снижению внимательности и отсутствию концентрации, нарушениям сна, сложностей с аппетитом, нестабильному артериальному давлению.

С другой стороны, подросткам необходима физическая активность, поскольку чем меньше двигается подросток, тем хуже у него работает опорно-двигательный аппарат, эндокринная система, желудочно-кишечный тракт, сердце и сосуды, а также мочевыделительная система. Малоподвижный образ жизни опасен для психологического здоровья. Большая же подвижность подростков оказывает благоприятное воздействие на головной мозг подростка, способствуя развитию умственной деятельности. Поэтому включение подростка в активные виды деятельности, в том числе и на работе, положительно сказывается на его здоровье, физическом и интеллектуальном развитии.

Третий и наиболее значимый момент – это выбор ребенком вида трудовой деятельности. Не секрет, что современные старшеклассники либо вообще не знают кем стать в будущем, либо не могут сделать окончательный выбор из уже существующих вариантов. Особенно ярко эта проблема проявляется в период выбора девятиклассниками своих первых экзаменов. Зачастую ребенок, который так и не смог профессионально самоопределиться к началу 9 класса, пытается оттянуть момент принятия решения и нацеливается на переход в 10 класс. Такой старшеклассник надеется, что за время обучения в 10-11 классе, он сможет решить вопросы, касающиеся его дальнейшего профессионального и жизненного пути.

В большинстве случаев эти надежды оказываются не оправданными. Именно поэтому, в современном понимании, суть деятельности психолога, связанной с профориентацией, заключается в постепенном формировании у подростка внутренней готовности к осознанному выбору, самостоятельному планированию, своевременному изменению и активной реализации своих профессиональных планов и интересов. Выбор подработки или работы подростком является первым шагом на пути к осознанному выбору будущей профессии, особенно если ребенок при выборе ориентируется на свои знания, умения, навыки, задатки и способности. Поэтому важно, чтобы подросток выбирал себе занятие «по душе», а не ориентируясь на денежную сторону вопроса. Безусловно то, что с позиции дальнейшего жизненного самоопределения, устройство подростка на работу является значимым событием, а в психологическом плане – толчком к развитию осознанности, ответственности и целеустремленности.

Нередко бывает, что у родителей подростка возникают опасения по поводу трудоустройства их чада. Вдруг подросток решит, что ему совершенно не нужно учиться, ведь можно уже зарабатывать деньги? Может ли ребенок в таком случае принять решение бросить школу и что с этим делать? На все эти вопросы можно смело ответить отрицательно, так как подростки, имеющие опыт работы, зачастую начинают ценить знания и навыки, которыми они не владеют, и сам процесс образования, поскольку видят вокруг более опытных и компетентных взрослых, заработок которых существенно выше. Работа для подростков зачастую не требует специальных умений и достаточно мало оплачивается для того, чтобы подросток мог почувствовать себя полностью независимым. 

авторомaziza