Финансы Сайт на котором знают все про финансы

Кейс: FI-TL как метод определения емкости рынка транспортно-логистических услуг

CustomsForum.ru о рынке транспортно-логистических услуг, трендах в сегменте «фреш» и методе FI-TL.

В июне в Москве проходила конференция «Цифровизация транспортной логистики — модный тренд или эффективные решения для бизнеса?», организованная журналом «ЛОГИСТИКА» совместно со Страховым Домом ВСК. Первый спикер мероприятия, директор ООО «Агентство Маркет Гайд» Юлия Кислова презентовала доклад на тему «Практика и проблемы анализа российского рынка транспортно-логистических услуг. Рынок перевозок продукции категории «Фреш».

«На сегодняшний день этот рынок является одним из самых динамично развивающихся, одним из самых больших сегментов сферы транспортно-логистических услуг и вызывает очень большой интерес у логистических операторов, которые принимают решение о выходе в тот или иной сегмент. Или о более глубоком его освоении».

Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» Юлия Кислова

Спикер заранее пояснила собравшимся: все цифры, озвученные в ходе выступления, — это результаты собственных исследований Агентства «Маркет Гайд», проводимых на протяжении последних десяти лет. Первое подробное исследование, посвященное рынку «фреш», было проведено специалистами компании в 2014 году.

«Хочу сразу пояснить вам, что мы понимали под сегментом „фреш“. Поскольку в разных компаниях и концепциях трактовка отличается. Мы же учитывали охлажденное и замороженное мясо и мясопродукты, охлажденную и замороженную рыбу, включая полуфабрикаты, молочные продукты, свежие овощи и зелень, картофель (как отдельную позицию), свежие фрукты, а также хлебобулочную и кондитерскую продукцию».

Директор ООО «Агентство Маркет Гайд» Юлия Кислова

Давайте и мы с вами поподробнее ознакомимся с ключевыми моментами выступления спикера.

«На сегодняшний день рынок транспортно-логистических услуг оценивается в 9,7 млрд рублей»

«При этом нужно понимать, что, собственно, на услуги приходится не более 35% этой суммы. Если говорить о контрактной логистике, то она пока не дотягивает до мирового уровня, где средний показатель аутсорсинга составляет порядка 66%. У нас к 2025 году в самом лучшем случае прогнозируется показатель в 42%».

«До 2014 года рынок логистики рос очень хорошо. Мы оценивали темпы роста в 10-15%. Ряд экспертов полагали, что он растет еще более динамичными темпами — до 30%».

«На сегодняшний день рынок „фреш“ растет не более чем на 5-7% в год. И в среднесрочной перспективе темпы роста вряд ли превысят эти цифры».

«Ни для кого не секрет, что все тренды, которые мы рано или поздно видим на российском рынке, приходят из Европы и Америки»

«Какие тренды, связанные с сегментом „фреш“, будут действовать у нас на рынке? Конечно же, рынок сегмента „фреш“ продолжит расти дальше. И мы это видим по полкам в магазинах — очень сильно расширяется зона под овощи, фрукты, замороженные и охлажденные продукты».

«Будет расти спрос на перевозки рефрижераторами и в том числе рефрижераторными контейнерами».

«В сегменте „фреш“ все больше и больше получает распространение сегмент B2C. Когда покупатели заказывают товары — фрукты, овощи, свежезамороженные и охлажденные продукты — прямо на дом».

«Если в 2014 году рынок логистики сегмента „фреш“ оценивался в 580 миллиардов рублей, то по нашим расчетам за 2018 год эта цифра выросла до 700 миллиардов рублей. Рост за последние четыре года — на 20%. При этом среднегодовой темп роста не превысил 5%».

Как оценить сегмент «фреш»

«Компании, которые хотели бы выйти на этот рынок, либо работают на этом рынке, пытались этот сегмент оценивать. Наиболее распространенный подход — когда берется доля средних логистических затрат от общего товарооборота».

«Согласно Росстату, в 2018 году объем розничной торговли составил порядка 31 триллиона рублей. Если взять удельный вес продуктов, включая табачные изделия и бакалею, то получается около 15 триллионов рублей. Если взять долю логистики в 10%, то у нас объем рынка составит где-то полтора триллиона рублей».

«Цифру получили, но что с ней дальше делать? Вопрос достаточно сложный. Эта цифра не дает нам ответа на ряд ключевых вопросов, которые возникают перед любой логистической компанией, решившей войти в сегмент «фреш».

«Например, какова структура рынка по видам услуг? Транспорт, склад, таможенный брокер, услуги управленческой логистики».

«Как распределяется спрос на логистические услуги по отдельным группам потребителей? Сколько приходится на производителей, на торговые сети, на дистрибуторов? Кто является заказчиком логистических услуг? Какова емкость сегментов логистического рынка по отдельным звеньям доставки? То есть, сколько составляют первая миля, межтерминал, последняя миля».

О FI-TL

«Чтобы ответить на эти вопросы, в 2015 году сотрудниками нашего Агентства была разработана методика FI-TL. Аббревиатура составлена из первых букв слов — первая миля, межтерминал, последняя миля».

«Методика носит абсолютно расчетный характер и базируется на тарифах, средних плечах доставки того или иного продукта „фреш“ по тем темам логистической доставки, которые сложились на рынке на данный момент. От производителя или импортера до конечного потребителя. Но в этом случае мы имеем ввиду не потребителя B2C, а B2B — розничные точки, в которые потребитель приходит и покупает товар».

«Методика уже неоднократно использовалась для расчета различных сегментов рынка — «фарма», «e-commerce», «опасные грузы».

«Понимание первой мили, межтерминала и последней мили у каждой компании может немного отличаться. Что мы вкладывали в эти понятия? Первая миля — доставка грузов от производителя и импортера до первого склада дистрибутора. Она включает услуги таможенного брокера, транспорт и складскую обработку».

«Межтерминал — доставка груза от склада производителя/импортера/дистрибутора до РЦ розничной сети. Включая транспортировку и складскую обработку».

«Последняя миля — доставка груза от производителя/импортера/дистрибутора или РЦ до розничных торговых точек. Соответственно, складская обработка сюда не включена, только транспорт».

«Наш подход к расчетам включает девять основных этапов»

«Первый — определение объемов потребления продуктов в миллионах тонн. Говоря на языке логистики, это грузовая база».

«Второй — построение логистических схем доставки продукции от производителей/импортеров до розничной сети. Самый сложный этап работы — по каждому продукту выстраивается несколько схем доставки. Например, по молочной продукции этих схем было пять. По мясной — семь. Причем эти схемы достаточно сложные и разветвленные».

«На третьем этапе мы определяем средние плечи доставки продукции в различных звеньях — сколько будет на первой миле, на межтерминале, на последней миле».

«Дальше рассчитываем количество машинопоездок, необходимых для того чтобы доставить груз по маршрутам».

«На пятом этапе производится расчет стоимости доставки продукции по каждому логистическому плечу на основе действующих тарифов. При этом мы учитываем, что доставка продукции на первой миле и на межтерминале осуществляется преимущественно 10-20-тонными контейнерами. На последней миле — малотоннажный транспорт. При расчетах мы берем как допущение, что у нас 100-процентная загрузка транспорта».

«На шестом этапе мы суммируем все те расходы, которые необходимо понести, чтобы доставить груз по логистическим плечам».

«Далее делаем расчет по неучтенным плечам доставки. Понятно, что как бы тщательно вы не строили логистические схемы, как бы не прорабатывали схему дистрибуции, тем не менее неучтенные плечи все равно существуют. В рамках сегмента „фреш“ мы делаем расчет в рамках 20% от полученной суммы».

«Зная текущую структуру рынка по соотношению затрат и зная то, что на транспортировку приходится порядка 80%, выходит, что на складские услуги и складскую обработку груза приходится 18-20%. 5% — на управленческую логистику. Складывая все эти затраты, мы получаем искомую емкость рынка».