Формирование инвестиционного бизнеса в России

Инвестиционный бизнес — целенаправленная деятельность агентов рынка по обновлению, расширению и новому строительству основных фондов и властных органов по регулированию этой сферы рынка.

В России инвестиционный бизнес развивался (с перерывом в годы военного коммунизма) до конца 20-х годов. Национализация банков, промышленности и строительства нанесла удар по частному капиталу (включая и инвестиционный бизнес), который после некоторого возрождения в годы нэпа затем был почти полностью уничтожен. Сохранились лишь частные вложения населения в строительство индивидуального жилья. В 1985 г. в России на долю государственного сектора приходилось 100% объема подрядных работ, 88% капитальных вложений и ввода в действие основных фондов. Инвестиционная деятельность была государственной монополией, а не бизнесом. Высшие партийные и государственные органы утверждали основные показатели перспективных и годовых планов капитальных вложений. Госплан СССР детализировал их и доводил до министерств и республик, утверждал перечни начинаемых строек, осуществлял жесткий контроль за выполнением планов и эффективностью вложений. Госстрой СССР утверждал многие тома проектно-сметных нормативов; все расчеты велись в изредка пересматриваемых сметных нормах и ценах, которые не реагировали на конъюнктурные колебания. Промстройбанк финансировал утвержденные стройки и контролировал использование выделенных средств. Пользователи получали готовые объекты практически бесплатно, инвестиционных конкурсов (кроме внешнего рынка) не было. Во многом сходная схема инвестиционной деятельности использовалась и в других социалистических странах.

Однако с развертыванием экономических реформ и переходом к рыночной экономике картина радикально изменилась. Этому способствовал прежде всего процесс разгосударствления, приватизации всех отраслей народного хозяйства, включая сферы инвестиций и капитального строительства. В 1999 г. доля государственного сектора экономики в капитальных вложениях снизилась до 22,6%; на долю бюджетных источников приходилось всего 17 % инвестиций (в том числе федерального бюджета -6,4%). Резко возросла доля малого бизнеса; в начале 2001 г. в строительстве насчитывалось 12,7 тыс. малых предприятий, в которых работали 1,3 млн. человек; в 2001 г. они произвели продукции на 142 млрд. руб. Возникли тысячи коммерческих банков (многие из которых стали заниматься инвестиционной деятельностью), десятки инвестиционных фондов.

Можно сделать вывод, что в итоге трансформации экономики инвестиционный бизнес занял господствующие позиции в области капитальных вложений, сформировались основные институты инвестиционного рынка. Однако эти процессы развивались на неблагоприятном фоне всеобщего экономического кризиса, резкого падения объема капитальных вложений, значительного превышения спроса на инвестиционные ресурсы над предложением. Лишь с 2000 г. наметились признаки инвестиционного бума: объем инвестиций в основной капитал вырос на 17% при росте ВВП на 8,3%. Этому благоприятствовали внешние факторы: высокий уровень мировых цен на экспортируемые энергоресурсы, эффект девальвации рубля в 1998 г. Норма валовых национальных сбережений выросла с 17 % в 1999 г. до 32% в первом полугодии 2000 г. Доля валовой прибыли экономики, направляемой на инвестиции, возросла с 9% в начале 1999 г. до 20% к середине 2000 г. Однако в 2001 г. показатели ухудшились.

Конъюнктура различных сегментов инвестиционного рынка неодинакова. Относительно благополучный сегмент — топливные отрасли. Доля капитальных вложений в эту группу отраслей в общем объеме инвестиций в основной капитал возросла с 11,6% в 1990 г. до 21,2% в 2000 г. Основные агенты этого сегмента инвестиционного рынка — крупные государственные и акционерные предприятия и коммерческие банки, а также зарубежные инвесторы, которые явно отдавали предпочтение нефтяной промышленности, учитывая ее экспортную направленность.

Неблагоприятная для инвестиционного бизнеса конъюнктура сложилась в обрабатывающей промышленности, в сельском хозяйстве, удельный вес которого в капитальных вложениях снизился с 15,9% в 1990 г. до 2,8% в 2000 г. Именно в этих отраслях за рубежом наиболее широкое применение находит частный инвестиционный бизнес.

Неравномерно распределен инвестиционный бизнес по территории страны. Лидерами в области капитальных вложений являются Тюменская область и Москва, которая очень привлекательна для участников инвестиционного рынка, поскольку здесь расположено большинство коммерческих банков, инвестиционных фондов, представительств зарубежных фирм; здесь проводятся выставки и инвестиционные торги, развернулось строительство офисов, храмов, коттеджей. Однако в большинстве регионов страны объем инвестиций на душу населения в несколько раз ниже среднероссийского.

Несмотря на значительный рост инвестиционного бизнеса в России в 90-е годы, следует признать, что он еще не получил должного развития. Это объяснялось глубоким и затяжным инвестиционным кризисом, высокими темпами инфляции и обременительными налогами, чрезмерно повышающими инвестиционные риски для отечественного и зарубежного капитала, низкой квалификацией управленческого персонала, не имеющего нужной подготовки в новой для России сфере бизнеса, отсутствием эффективной инвестиционной стратегии на макро- и микроуровне среди основных агентов инвестиционного рынка. Лишь с 2000 г. тенденции начали меняться в лучшую сторону, создаются условия для подъема инвестиционного бизнеса.

Таким образом, общие тенденции для России и других стран с переходной экономикой — формирование реального инвестиционного рынка, расширение сферы и активизация инвестиционного бизнеса, что создает предпосылки для подъема экономики на новой основе. Однако это не означает прекращения государственного вмешательства в эту сферу, имеющую решающее значение для будущего экономики, ее конкурентоспособности. Во-первых, государство, осуществляя прямые капитальные вложения в жизненно важные секторы (социальный, экологический, оборонный, научно-технический), само является одним из агентов инвестиционного рынка как на федеральном, так и на региональном уровнях. Во-вторых, государство определяет перспективы развития экономики, приоритеты инновационной и инвестиционной политики, с которыми вынуждены считаться все агенты инвестиционного рынка. В-третьих, с помощью законодательства, антимонопольных мер, налогов, таможенных пошлин и проч. вырабатывается механизм регулирования инвестиционного рынка, что побуждает агентов инвестиционного рынка действовать более согласованно, соблюдать общегосударственные интересы.

 

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*